Знать, что изменилось

Нет ни одного места на планете, где в той или иной мере медицинские учреждения не испытывали бы дефицита донорской крови. Изменить ситуацию могут искусственные заменители плазмы и других компонентов крови. Вот почему их разработка среди приоритетных задач ученых во всем мире уже более 30 лет.

Не менее важно продолжать исследования уже применяющихся веществ для восполнения объема циркулирующей крови. Поэтому Дарья Глазкова, учащаяся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ, в рамках летней учебно-исследовательской практики по физике для обучающихся 10-х классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, взялась изучать молекулярные характеристики декстрана — полимера, используемого в растворах как плазмозаменитель. Результаты своей исследовательской работы она представила на отчетной конференции. «Следствием массированной кровопотери становится резкое снижение давления, что и приводит к смерти. Решить эту проблему достаточно легко. Нужно влить в организм человека другую жидкость. Можно влить донорскую кровь, и это сработает. Можно влить плазму, и это тоже сработает. Но и донорская кровь, и плазма — дорогие и трудно сохраняемые биологические среды. Поэтому ученые давно озадачились тем, чтобы создать жидкость, которая могла бы их замещать. Она должна отвечать многим параметрам: быть не токсичной, не накапливаться в организме и своевременно из него выводиться и т. п. В середине прошлого века придумали использовать для этих целей декстран — полимер глюкозы», — рассказала Дарья Глазкова. Однако, к сожалению, это не помогло решить проблему с оксидативным стрессом (процесс повреждения клетки в результате окисления). Из-за уменьшения количества эритроцитов кислород вовремя не доставляется до органов, он начинает окисляться, что приводит к появлению свободных радикалов. Причем процесс этот лавинообразный. В результате химический баланс клетки сбивается, и она погибает. 

«Эту проблему решали, добавляя антиоксиданты в раствор. Но это было неэффективно. Поэтому сейчас ученые придумали соединить декстран с природным антиоксидантом кверцетином. Но декстран гидрофилен, а кверцетин гидрофобен. Их соединение будет обладать иными характеристиками, чем декстран не модифицированный, поэтому их нужно изучить. Но для начала нужно изучить тот декстран, который будут модифицировать, чтобы четче знать, что именно поменялось. Именно этим я и занялась, используя методы вискозиметрии и денситометрии», — пояснила Дарья. В ходе своей исследовательской работы она получила важнейшие характеристики полимера, а именно: его молекулярную массу, степень полимеризации, длину полимерной цепи, размер полимерного клубка, диаметр цепи полимера и т. п.

Не менее интересными были доклады «Траектория движения в ловушке Пеннинга», «Исследование взаимодействия потенциального противоопухолевого препарата B4 с тимусной ДНК in vitro», «Катастрофа в ферромагнетике», «Фазовые переходы в жидких кристаллах» и другие. Всего с отчетами о результатах исследовательских работ, выполненных в рамках летней практики по физике, выступили порядка 30 учащихся. Доклады пятерых из них были признаны лучшими. Кстати, все они — учащиеся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ. Ценные призы за презентацию своих исследований получили  Кристина Богданова («Получение наночастиц серебра путем управляемого синтеза и их свойства»), Владимир Фалин («Пептиды как биорегуляторы и биопротекторы»), Роман Боровцов (Температурная зависимость ширины запрещенной зоны нитрида галлия»), Егор Аникин («Исследование точности измерений координат приёмниками навигационных систем GPS  и GLONASS») и Никита Демин («Движение заряженных частиц в магнитном поле Земли»).

Напомним, что летняя учебно-исследовательская практика по физике для обучающихся 10-х классов проводилась в СПбГУ в два потока: с 1 по 13 июня и с 15 по 26 июня и охватила 80 школьников. Основной пул составили учащиеся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ, приехали на практику и учащиеся губернаторского физико-математического лицея № 30, президентского физико-математического лицея № 239 и лицея № 419. Это уже вторая подобная летняя практика, реализуемая в Университете. В прошлом году пройти ее на базе СПбГУ смогли 62 десятиклассника.

Программа состоит из нескольких блоков: лекции, экспериментальная практика, экскурсии в ресурсные центры и работа в лабораториях. По итогам школьники представляют и защищают результаты своей исследовательской работы, которую они ведут на протяжении двух недель в рамках экспериментальной части практики. Подробнее читайте: «Школьников погружают в науку», «Современной биологии нужны физика и химия», а также статью «Подогреть интерес к науке» в ближайшем номере журнала «Санкт-Петербургский университет».