Нейронаука и гуманитарное знание

   Язык, разум, сознание и порождающий их мозг – сложнейшие  из известных  нам систем. Современное состояние науки таково, что конвергенция гуманитарного и естественнонаучного знания  для изучения таких систем  неизбежна. Нейролингвистика и нейропсихология являются примерами этого.

   Человек  постоянно  сталкивается с неопределённой и многозначной информацией, но должен принимать адекватные решения. Эта  многозначность  характеризует все  модальности восприятия  и вербальный язык. Интуитивные, метафорические, инологические когнитивные средства  - не менее мощны, чем классическая логика. Особый интерес имеет исследование таких механизмов в произведениях искусства, ставящих противоположную задачу – не уменьшить, а увеличить количество вариантов осмысления и прочтения. Эта область в рамках когнитивной науки практически не разработана. Меж тем, ключи к пониманию и развитию креативности, способности к нетривиальным ходам и интеллектуальным прорывам и их мозговое обеспечение нужно искать и в гуманитарном знании: без этого понимание данных нейронаук  не имеет перспективы. Надежда на то, что когнитивные характеристики искусственных систем  приблизятся к уровню человеческих, или даже превзойдут их, растёт. При этом относительно мало обсуждается вопрос о том, какое именно общение с антропоморфными искусственными системами мы будем считать адекватным, что вызывает целый ряд вопросов, не только научных, но экзистенциальных и этических.

Печать