СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

                                                   

В СПбГУ в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума обсудили принципы междисциплинарного образования

 

Санкт-Петербургский государственный университет принимает III Санкт-Петербургский международный культурный форум. На базе Университета проходят мероприятия секции «Наука и образование в пространстве культуры».

  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru
  • © www.spbu.ru
    big image
    © www.spbu.ru

Мероприятия проходят в формате круглых столов, объединенных одной общей темой — конвергенцией в науке, образовании и культуре. Накануне состоялось две дискуссии: о проекте «Императорское кольцо ХХI века», предполагающем создание вокруг Петербурга пространства, в котором воплотится соединение культуры, науки и истории; а также о междисциплинарном образовании в контексте современной науки.

«Петербургский университет понимает, насколько важное значение имеют междисциплинарные научные исследования и образовательные программы, — отметил ректор СПбГУ Николай Кропачев, выступая на круглом столе. — Некоторое время назад для Университета эта тема была одной из самых болезненных. Он скорее распадался, чем объединялся, выстраивая лестницы, заборы и стены. Однако в последние годы происходит другой, положительный, процесс. Мы совершили рывок вперед и убеждены, что именно такой подход наиболее перспективен сегодня в классических университетах».

Николай Михайлович отметил, что процесс конвергенции в Университете проходит на разных уровнях: это непрерывное образование Академическая гимназия СПбГУ — Университет, объединение факультетов, создание единого Научного парка.

«Научный парк — это почти 30 тыс. квадратных метров площади, оборудование стоимостью около 5 млрд рублей, более 300 инженеров, — пояснил Н. М. Кропачев. — И этот парк не принадлежит ни химикам, ни физикам, ни математикам, ни биологам. Это парк, работающий по открытым правилам, дающим возможность проводить исследования любому.  В результате в среднем оборудование используется по 16 часов в сутки, а не по 4-5, как во многих государственных учреждениях. Примерно 40% — это внешние пользователи этого оборудования. Для них он тоже открыт. Междисциплинарные исследования дают нам возможность думать о создании междисциплинарных образовательных программ. И с каждым годом их становится все больше и больше».

В качестве примера такой программы Николай Кропачев привел лабораторию когнитивных исследований и кафедру проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ, которыми заведует доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. В последние несколько лет конкурс на магистерскую программу когнитивных исследований — один из самых высоких в Университете: более 50 человек на место, отметил Николай Михайлович.

«В этой программе преподают физики, математики, биологи, психологи и лингвисты, — сообщила Т. В. Черниговская. — Кроме того, у Университета есть грант — абсолютно междисциплинарный, хотя он и называется «Трансляционная биомедицина в СПбГУ» (см. СПбГУ получил 750 миллионов рублей на развитие трансляционной биомедицины). Но при этом там участвуют специалисты множества направлений: химики, биологи, медики, специалисты по речевым технологиям, когнитивным исследованиям и так далее. Этот процесс реально идет».

«Вызов 21 века абсолютно определен и очевиден, — подытожил декан физического факультета СПбГУ, директор Курчатовского института профессор Михаил Ковальчук, руководивший секцией. — Он связан с конвергентным постиндустриальным уклоном, с созданием принципиально новой науки, технологии, основанной на этой науке, и системы подготовки кадров в образовании. Это и есть междисциплинарность, которую мы обсуждаем. И те страны, которые этого не понимают и не смогут подстроить свои научные и образовательные системы, обречены на внецивилизационное существование».

Сегодня, 8 декабря, в СПбГУ состоится еще одна дискуссия в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума — «Конвергенция как новый этап социокультурной революции».

СПРАВКА

III Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит в Северной столице с 7 по 9 декабря. Форум завершает Год культуры в России, формулирует и реализует базовые идеи развития культуры в современном мире.

На Международном культурном форуме работают 16 секций. Мероприятия, объединенные темой «Наука и образование в пространстве культуры», включены в основную программу впервые.

Ответственный за содержание: специалист управления по связям с общественностью С. С. Смирнова, s.s.smirnova@spbu.ru

Поиск