М. В. Ковальчук: «Главная цель университетского образования — создать плеяду думающих людей»

В этом году дипломы об окончании СПбГУ по направлениям «Физика», «Радиофизика», «Прикладная математика и физика» получили 105 бакалавров и ровно столько же магистров. Молодым специалистам документы об образовании вручил декан физического факультета СПбГУ, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. Знаменитый ученый и популяризатор науки напомнил вчерашним студентам, что они находятся в начале своего профессионального пути, однако главное — то, что должно стать залогом их успеха, у них уже есть и это диплом Санкт-Петербургского университета.

– Михаил Валентинович, почему вы решили лично вручить дипломы выпускникам-физикам?

– Вы знаете, есть в жизни веховые даты, события. Окончание высшего учебного заведения — это существенная веха в жизни. Окончание такого учебного заведения, как Санкт-Петербургский университет, — это веха во много крат еще более важная, потому что, получая диплом такого университета, выпускник берет на себя ответственность за это имя. Мы с вами хорошо знаем славную историю Университета, которой уже около 300 лет, она ознаменована мирового значения делами. И я думаю, нам важно, чтобы  выпускники Университета понимали, какую ответственность они взяли на свои плечи за науку и страну. Поэтому я считаю, что для нас самое главное — дать толчок, напутствие молодому поколению, чтобы оно понимало, что стоит на плечах гигантов.

 

– Как вы считаете, в чем отличие университетского образования?

– Разница университетского образования и любого другого образования велика и заключается вот в чем: в техническом вузе вам дают конкретный набор профессиональных знаний, а университет должен научить вас думать. Когда вас научили этому, то уже совершенно неважно, что вы делаете. Главная задача университетского образования — дать широкий кругозор и научить думать. И я убежден, что главное отличие университетского образования, его главная цель — создать плеяду думающих людей. При этом дать им набор знаний, но не узкоспециальных, а достаточно широких. Еще человек должен быть патриотом. Я хочу подчеркнуть: нет национальной науки, наука не имеет границ, она интернациональна,  но есть национальные интересы. И люди должны об этом помнить, получая из рук государства путевку в жизнь. Помнить о том, что на их плечах лежит ответственность за национальные интересы.

 

– Какими качествами выделяются, на ваш взгляд, выпускники Петербургского университета?

– Человек должен быть сам по себе интересен, а человеческий интерес с чем связан? Когда человек много знает и этим оперирует интерактивно, когда у него есть чувство юмора, которое, как правило, с этим сопряжено. Знаете, есть такое слово — «пассионарность». Это некая подвижническая внутренняя сущность, которая дает возможность людям, ориентированным  на эмоционально хорошие дела, двигаться вперед. Мне кажется, что Университет должен воспитывать думающих и пассионарных людей. Думающий человек, профессионал, патриот, пассионарная личность — вот, кто попадет на «нобелевский постамент».

 

– Что бы вы могли пожелать тысячам абитуриентов, которые в ближайшем будущем станут универсантами?

– Совет очень простой: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Но если быть более конкретным, надо помнить, что мы живем в великой стране, и в этой связи понимать, что сегодня, после сложных десятилетий, которые мы прожили,  страна на подъеме, она как бы заново рождается. Работать над этим  —  дело молодых. Люди, поступающие в Университет, должны понимать, что груз ответственности за продвижение великой страны лежит на их плечах. Это колоссальная ответственность, но и колоссальные перспективы, которых нет ни в одной точке мира сегодня. Россия — страна возможностей.

– Михаил Валентинович, почему вы решили лично вручить дипломы выпускникам-физикам?

– Вы знаете, есть в жизни веховые даты, события. Окончание высшего учебного заведения — это существенная веха в жизни. Окончание такого учебного заведения, как Санкт-Петербургский университет, — это веха во много крат еще более важная, потому что, получая диплом такого университета, выпускник берет на себя ответственность за это имя. Мы с вами хорошо знаем славную историю Университета, которой уже около 300 лет, она ознаменована мирового значения делами. И я думаю, нам важно, чтобы  выпускники Университета понимали, какую ответственность они взяли на свои плечи за науку и страну. Поэтому я считаю, что для нас самое главное — дать толчок, напутствие молодому поколению, чтобы оно понимало, что стоит на плечах гигантов.

 

– Как вы считаете, в чем отличие университетского образования?

– Разница университетского образования и любого другого образования велика и заключается вот в чем: в техническом вузе вам дают конкретный набор профессиональных знаний, а университет должен научить вас думать. Когда вас научили этому, то уже совершенно неважно, что вы делаете. Главная задача университетского образования — дать широкий кругозор и научить думать. И я убежден, что главное отличие университетского образования, его главная цель — создать плеяду думающих людей. При этом дать им набор знаний, но не узкоспециальных, а достаточно широких. Еще человек должен быть патриотом. Я хочу подчеркнуть: нет национальной науки, наука не имеет границ, она интернациональна,  но есть национальные интересы. И люди должны об этом помнить, получая из рук государства путевку в жизнь. Помнить о том, что на их плечах лежит ответственность за национальные интересы.

 

– Какими качествами выделяются, на ваш взгляд, выпускники Петербургского университета?

– Человек должен быть сам по себе интересен, а человеческий интерес с чем связан? Когда человек много знает и этим оперирует интерактивно, когда у него есть чувство юмора, которое, как правило, с этим сопряжено. Знаете, есть такое слово — «пассионарность». Это некая подвижническая внутренняя сущность, которая дает возможность людям, ориентированным  на эмоционально хорошие дела, двигаться вперед. Мне кажется, что Университет должен воспитывать думающих и пассионарных людей. Думающий человек, профессионал, патриот, пассионарная личность — вот, кто попадет на «нобелевский постамент».

 

– Что бы вы могли пожелать тысячам абитуриентов, которые в ближайшем будущем станут универсантами?

– Совет очень простой: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Но если быть более конкретным, надо помнить, что мы живем в великой стране, и в этой связи понимать, что сегодня, после сложных десятилетий, которые мы прожили,  страна на подъеме, она как бы заново рождается. Работать над этим  —  дело молодых. Люди, поступающие в Университет, должны понимать, что груз ответственности за продвижение великой страны лежит на их плечах. Это колоссальная ответственность, но и колоссальные перспективы, которых нет ни в одной точке мира сегодня. Россия — страна возможностей.

 

Печать