Бесплатно — не значит без затрат

Порядка 3 000 раз в течение учебного года студенты переезжали с одного места в общежитии на другое (в это число не входит плановое переселение студентов из Петродворца в центр города). Всего в Студгородке СПбГУ проживают около 12 000 обучающихся.

То есть каждый четвертый в течение года сменил место проживания. В итоге на осуществление процесса переселения СПбГУ затратил несколько миллионов рублей. Причина такой неусидчивости на одном месте, как правило, ссоры с соседями по комнате на бытовой почве и нежелание идти на компромисс с ними. «Нужно понимать, что эти деньги могут быть потрачены иначе: например, на выплату повышенных стипендий, организацию практик и интересных мероприятий или улучшение бытовых условий. К сожалению, студенты об этом не задумываются. Некоторые переезжают с место на место по несколько раз в течение года, ведь эта услуга для проживающих в нашем Студгородке бесплатна. Но на ее осуществление сам Университет тратит немалые средства», — говорит Геннадий Сергеевич Васильев, проректор по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ.

Переезд, на самом деле, процедура довольно сложная. Для того чтобы сменить место проживания, необходимо подать соответствующее заявление. Его регистрируют, проверяют наличие задолженностей и дисциплинарных взысканий (если у студента они имеются, он лишается права на переезд). Затем к имеющемуся уже договору социального найма необходимо подготовить дополнительное соглашение о смене места, которое подписывают сразу несколько должностных лиц администрации Университета. Далее студенту нужно сдать коменданту, а коменданту принять вещи. В другом общежитии комендант выдает заново новому проживающему необходимые предметы быта. И это оптимистичный сценарий: если студент сдает вещи в неудовлетворительном состоянии, процесс переезда усложняется и затягивается. «Всё это требует не только трудозатрат целого ряда сотрудников, но и материальных ресурсов. Вот почему прежде, чем принять решение о переезде, проживающему стоит задуматься: а действительно ли это необходимо?» — подчеркнул проректор.

Университет постоянно расширяет пакет сервисных услуг для своих студентов и повышает качество их предоставления, чтобы обучение в СПбГУ и проживание в Студгородке было комфортным. Однако практика последних лет показала, что подход к потреблению таких услуг со стороны студентов далек от определения «ответственный». А ведь именно каждый проживающий в ответе за то, как пользуется предоставленными ему услугами. Особенно, если они оказываются бесплатно. Ведь сервис всегда стоит денег. 

Денег стоит и поддержка студенческих инициатив. Так, например, в прошлом году студенты Алексей Самсонов и Михаил Христиановский выступили с предложением открыть в одном из зданий СПбГУ, располагающемся на территории Студгородка, кафе. С этой целью они хотели взять часть помещения в аренду. Студенческий совет инициативу поддержал. После чего были организованы общественные обсуждения целесообразности открытия нового кафе и его меню (подробнее читайте «Об открытии нового кафе в ПУНКе» и «Об открытии студентами А. Самсоновым и М. Христиановским точки питания в ПУНК: прием граждан проректором Г. С. Васильевым от 25.12.2013»).

Университет провел оценку помещения, согласовал с Росимуществом ставку арендной платы, разработал техническое задание и аукционную документацию для торгов и провел сами торги. Только согласование с Росимуществом и оценка помещения обошлись Университету в 35 тысяч рублей. Однако в итоге студенты отказались подписывать договор аренды, сообщив, что с организацией кафе возникли трудности. Позже они попросили снова провести торги, вся организационная процедура вновь повторилась. К сожалению, повторились и трудности у студентов — инвестор от вложения денег в организацию кафе отказался.

В итоге дважды были затрачены средства, а также время и усилия специалистов СПбГУ на подготовку документации, организацию и проведение торгов. Однако воз и ныне там — кафе нет, есть только убытки. Это еще один пример безответственного подхода студентов к тем или иным своим действиям.

Университет готов и поддерживает студенческие инициативы. Важно, чтобы к ним сами студенты относились серьезно. Ведь воплощение в жизнь этих инициатив не бесплатно.