СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

История обнаружения «квантовых биений» в люминесценции

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялся научный доклад академика Евгения Борисовича Александрова на тему «История обнаружения "квантовых биений" в люминесценции».

В ходе встречи Евгений Борисович в автобиографичной форме рассказал, как он после студенческой скамьи искал свое призвание в науке и как пришел к идее экспериментального исследования интерференции атомных состояний, а затем и к целенаправленному поиску квантовых биений. Этот путь занял всего несколько лет — с 1960 по 1964 год — и привел к открытию принципиально нового явления, которое в настоящее время называется квантовыми биениями или quantum beats в англоязычной литературе.

Изучение этого явления, а также изучение других эффектов в квантовых системах с помощью квантовых биений — это огромная область в современной физике, постоянно расширяющаяся благодаря как прогрессу в технике эксперимента, так и огромному разнообразию квантовых систем.

По ссылкам, указанным ниже, Вы можете ознакомиться с презентацией, представленной Евгением Борисовичем во время доклада, прочитать научную биографию и научные статьи ученого. В журнале «Оптика и Спектроскопия» описывается эксперимент и результаты исследования квантовых биений. Для молодежи, вступающей на научную стезю, будет поучительно узнать, как бывшие студенты становятся учеными, несмотря на все сложности бытия.

Материалы предоставлены И. В. Игнатьевым