Памяти Алексея Юрьевича Валькова

1 апреля 2023 года на 66 году ушел из жизни профессор кафедры статистической физики Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Юрьевич Вальков.

Алексей Юрьевич родился 21 апреля 1957 года в Ташкенте, где прошли его ранние годы. Еще в детстве Алексей проявлял выдающиеся математические способности, был победителем математических олимпиад, подающим большие надежды спортсменом, чемпионом Узбекистана по тяжелой атлетике среди юниоров. Когда перед Алексеем Юрьевичем встал вопрос о выборе дальнейшего пути, он выбрал науку и поступил на механико-математический факультет Ташкентского государственного университета. После окончания университета в 1979 году поступил в аспирантуру физического факультета Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова, специализировался на кафедре статистической физики, где его руководителем был профессор Вадим Петрович Романов. В эти годы ученый начинает проявлять научный интерес к жидким кристаллам, и нашел прекрасное применение своих математических знаний и навыков в очень непростой теории жидких кристаллов.

В 1986 году Алексей Юрьевич защитил кандидатскую диссертацию «Флуктуации и рассеяние света в нематических жидких кристаллах», а в 1996 году — докторскую диссертацию «Флуктуации и рассеяние волн в жидких кристаллах и других системах со сложной симметрией». Исследователь получил много новых интересных и важных результатов, поспособствовавших развитию науки о жидких кристаллах и их практическим применениям, прежде всего, в устройствах отображения и хранения информации. Им был внесён большой вклад в решение задач, возникающих в теории распространения и рассеяния волн разной физической природы — от оптики в анизотропных случайно неоднородных средах до задач сейсмики, в том числе была найдена функция Грина электромагнитного поля в анизотропной гиротропной среде. Им были найдены точные решения задач о двух- и трёхкратном рассеянии с известными индикатрисами, что в настоящее время стало особенно важным для биомедицинских приложений.

Алексей Юрьевич много и плодотворно работал с учениками, которые успешно продолжают научную деятельность в России и в других странах. Его исследования публиковались в ведущих научных журналах, таких как «Успехи физических наук», «Журнал экспериментальной и теоретической физики», «Письма в ЖЭТФ», «Оптика и спектроскопия», Physical Review E, Journal of Mathematical Physics, Molecular Crystals and Liquid Crystals и в других. Широкая эрудиция позволяла Алексею Юрьевичу и его ученикам применять методы статистической физики и теории вероятностей для решения задач экономики и финансовой математики, его исследования в этом направлении вызвали интерес и поддержку крупных промышленных компаний. Научные исследования Алексея Юрьевича неоднократно поддерживались грантами РФФИ, РНФ, правительства Санкт-Петербурга. Его талант и знания всегда были востребованы.

Алексей Юрьевич останется в нашей памяти Ученым, остроумным собеседником, внимательным наставником. Коллектив Санкт-Петербургского университета приносит самые искренние и глубокие соболезнования родным и близким Алексея Юрьевича Валькова.