СПбГУ вошел в Топ-15 ведущих вузов стран БРИКС

В рейтинге QS University Rankings: BRICS Санкт-Петербургский государственный университет занял 15 место из 100 лучших университетов стран БРИКС, куда входят Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР.

Британская компания QS подготовила третий выпуск рейтинга ведущих вузов стран БРИКС. Как и в предыдущие годы, Санкт-Петербургский университет сохранил свои позиции, войдя в Топ-15 ведущих вузов стран с развивающимися экономиками.

СПбГУ получил один из самых высоких баллов по такому показателю, как академическая репутация, — 96,9 из 100. Выросло и значение показателя «Репутация у работодателей»: в этом году Университет получил 86,5 балла  (в 2013 — 82,4  балла). Эти результаты коррелируют с данными репутационного рейтинга университетов мира по версии журнала Times Higher Education, в который СПбГУ впервые вошел в этом году и сразу попал в группу вузов, занимающих 71–80 места в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией.

В рейтинге 2015 года улучшились и количественные значения многих других показателей. Так, СПбГУ сохранил высокий балл по соотношению численности студентов и преподавателей (96,9 из 100). Сразу на 10 баллов вырос показатель интернационализации контингента обучающихся — этот критерий отражает репутацию и привлекательность вуза в глазах иностранных абитуриентов.

На 14 % по сравнению с прошлым годом увеличилось число научных публикаций СПбГУ в ведущих изданиях мира, что отразилось на росте показателя публикационной активности в расчете на одного сотрудника. Одновременно на 15 % по сравнению с прошлым годом и на 35 % по сравнению с 2013-м выросло число цитирований работ ученых СПбГУ, а значит, «репутация» научных результатов. Увеличилась и доля иностранных научно-педагогических работников в кадровом составе Университета (на 5 % с 2013 года).

«Значительное повышение репутации Санкт-Петербургского университета в академической сфере и среди работодателей — это результат целенаправленной политики СПбГУ: мы открыты к диалогу с ведущими учеными мира и тесно сотрудничаем с более чем 350 вузами-партнерами. Только за последние годы в СПбГУ пришли работать свыше 300 новых исследователей. Сегодня среди сотрудников нашего университета ученые из 37 стан мира, многие из которых — звезды современной науки, — отметил ректор СПбГУ Николай Кропачев. — Прозрачные конкурсы на получение грантов для ведения исследований, Научный парк СПбГУ, открытый для ученых всего мира, активное участие ведущих работодателей России в процессе подготовки студентов нашего вуза, которые через несколько лет успешно конкурируют на международном рынке труда, — всё это позволяет СПбГУ по праву считаться ведущим научным и образовательным центром на территории стран БРИКС».

Для информации:

Рейтинг университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS) формируется на основе оценки показателей работы вузов по восьми критериям:

  • академическая репутация (30 %);
  • репутация среди работодателей (20 %);
  • соотношение числа студентов и профессорско-преподавательского состава (20 %);
  • доля сотрудников с ученой степенью (10 %);
  • количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника ППС (10 %);
  • количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5 %);
  • доля международных сотрудников (2,5 %);
  • доля иностранных студентов (2,5 %).

О чем расскажут дипломы СПбГУ?

На сайте Университета проходит обсуждение вопроса о том, какую информацию целесообразно включить в дипломы об окончании СПбГУ. В настоящее время существует несколько предложений: сведения о месте прохождения студенческих практик, информация о победе и участии в значительных соревнованиях и конкурсах, данные о научно-исследовательской работе.

Подробнее — в материалах ректорского совещания, состоявшегося 15 июня.

Знать, что изменилось

Нет ни одного места на планете, где в той или иной мере медицинские учреждения не испытывали бы дефицита донорской крови. Изменить ситуацию могут искусственные заменители плазмы и других компонентов крови. Вот почему их разработка среди приоритетных задач ученых во всем мире уже более 30 лет.

Не менее важно продолжать исследования уже применяющихся веществ для восполнения объема циркулирующей крови. Поэтому Дарья Глазкова, учащаяся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ, в рамках летней учебно-исследовательской практики по физике для обучающихся 10-х классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, взялась изучать молекулярные характеристики декстрана — полимера, используемого в растворах как плазмозаменитель. Результаты своей исследовательской работы она представила на отчетной конференции. «Следствием массированной кровопотери становится резкое снижение давления, что и приводит к смерти. Решить эту проблему достаточно легко. Нужно влить в организм человека другую жидкость. Можно влить донорскую кровь, и это сработает. Можно влить плазму, и это тоже сработает. Но и донорская кровь, и плазма — дорогие и трудно сохраняемые биологические среды. Поэтому ученые давно озадачились тем, чтобы создать жидкость, которая могла бы их замещать. Она должна отвечать многим параметрам: быть не токсичной, не накапливаться в организме и своевременно из него выводиться и т. п. В середине прошлого века придумали использовать для этих целей декстран — полимер глюкозы», — рассказала Дарья Глазкова. Однако, к сожалению, это не помогло решить проблему с оксидативным стрессом (процесс повреждения клетки в результате окисления). Из-за уменьшения количества эритроцитов кислород вовремя не доставляется до органов, он начинает окисляться, что приводит к появлению свободных радикалов. Причем процесс этот лавинообразный. В результате химический баланс клетки сбивается, и она погибает. 

«Эту проблему решали, добавляя антиоксиданты в раствор. Но это было неэффективно. Поэтому сейчас ученые придумали соединить декстран с природным антиоксидантом кверцетином. Но декстран гидрофилен, а кверцетин гидрофобен. Их соединение будет обладать иными характеристиками, чем декстран не модифицированный, поэтому их нужно изучить. Но для начала нужно изучить тот декстран, который будут модифицировать, чтобы четче знать, что именно поменялось. Именно этим я и занялась, используя методы вискозиметрии и денситометрии», — пояснила Дарья. В ходе своей исследовательской работы она получила важнейшие характеристики полимера, а именно: его молекулярную массу, степень полимеризации, длину полимерной цепи, размер полимерного клубка, диаметр цепи полимера и т. п.

Не менее интересными были доклады «Траектория движения в ловушке Пеннинга», «Исследование взаимодействия потенциального противоопухолевого препарата B4 с тимусной ДНК in vitro», «Катастрофа в ферромагнетике», «Фазовые переходы в жидких кристаллах» и другие. Всего с отчетами о результатах исследовательских работ, выполненных в рамках летней практики по физике, выступили порядка 30 учащихся. Доклады пятерых из них были признаны лучшими. Кстати, все они — учащиеся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ. Ценные призы за презентацию своих исследований получили  Кристина Богданова («Получение наночастиц серебра путем управляемого синтеза и их свойства»), Владимир Фалин («Пептиды как биорегуляторы и биопротекторы»), Роман Боровцов (Температурная зависимость ширины запрещенной зоны нитрида галлия»), Егор Аникин («Исследование точности измерений координат приёмниками навигационных систем GPS  и GLONASS») и Никита Демин («Движение заряженных частиц в магнитном поле Земли»).

Напомним, что летняя учебно-исследовательская практика по физике для обучающихся 10-х классов проводилась в СПбГУ в два потока: с 1 по 13 июня и с 15 по 26 июня и охватила 80 школьников. Основной пул составили учащиеся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ, приехали на практику и учащиеся губернаторского физико-математического лицея № 30, президентского физико-математического лицея № 239 и лицея № 419. Это уже вторая подобная летняя практика, реализуемая в Университете. В прошлом году пройти ее на базе СПбГУ смогли 62 десятиклассника.

Программа состоит из нескольких блоков: лекции, экспериментальная практика, экскурсии в ресурсные центры и работа в лабораториях. По итогам школьники представляют и защищают результаты своей исследовательской работы, которую они ведут на протяжении двух недель в рамках экспериментальной части практики. Подробнее читайте: «Школьников погружают в науку», «Современной биологии нужны физика и химия», а также статью «Подогреть интерес к науке» в ближайшем номере журнала «Санкт-Петербургский университет».

Неожиданные находки: в Университете обнаружили неучтенные килограммы марганцовки и литры серной кислоты

В зданиях СПбГУ были обнаружены неучтенные 15 кг марганцовки (это прекурсор, по действующим правилам, Университет не имеет права его хранить), а также около 100 литров концентрированной серной кислоты, непонятно откуда взявшейся.

Всего за 2013 и 2014 гг. в СПбГУ было собрано и поставлено на учет 30 тонн химических реактивов, значительная часть которых никакого отношения к Университету не имеет.

Подробнее об этой и других темах, обсуждавшихся на ректорском совещания 8 июня, читайте здесь.

Жить в общежитиях СПбГУ становится комфортнее

СПбГУ постоянно повышает уровень и качество сервисного обслуживания проживающих в Студгородке, а также расширяет спектр услуг. Все они востребованы. Вот уже пятый месяц в общежитии № 14 (ул. Ботаническая, д. 64, к. 2) работает прачечная самообслуживания, услугами которой воспользовалось без малого 600 человек.

Она оборудована современными профессиональными стиральными машинами и сушилками. Сама услуга более чем доступна. Так, стирка и сушка 5 кг белья обойдется студенту всего в 170 рублей (с тарифами на услуги прачечной можно ознакомиться здесь). Столько, к примеру, стоит кофе и Биг Мак в известной сети ресторанов быстрого питания.

Еще одна современная прачечная самообслуживания работает в общежитии № 17 на 5-й линии В. О., д. 66. Помимо прачечных в СПбГУ имеются постирочные со стиральными машинами (например, в общежитиях № 4, 19 и 18).

Понятно, что привести в порядок одежду не единственная потребность проживающих в общежитиях студентов. Так, в Петергофе студенты могут, не выходя за пределы территории Студгородка, посетить парикмахерскую, купить продукты в магазине, а также заняться спортом. Причем как на открытом воздухе, так и в помещении. К услугам студентов три спортивные площадки (для футбола, волейбола и баскетбола), а также площадка с уличными тренажерами (для наибольшего удобства на ней установлено специальное травмобезопасное резиновое покрытие), брусьями и всесезонными столами для настольного тенниса. И кстати, все спортплощадки находятся в открытом доступе, пользоваться ими студенты могут абсолютно бесплатно.

Ну а для тех, кто хочет прокатиться с ветерком, в теплое время года работает пункт проката спортивного инвентаря (велосипеды, роликовые коньки). Независимо от погоды за окном в общежитиях № 13 (ул. Ботаническая, д. 66, к. 4), № 17 (5-я линия В. О., д. 66) и № 18 (8-я линия В. О., д. 77а) для студентов открыты тренажерные залы. В здании общежития № 20 (ул. Ботаническая, д. 70, к. 1) работает бильярдный зал, где периодически проводятся соревнования среди студентов.

Все это позволяет повысить комфорт проживания в общежитиях СПбГУ и комплексно решить многие бытовые вопросы.

Ученые СПбГУ среди людей-киборгов

На Елагином острове прошел крупнейший технологический фестиваль в Европе — Geek Picnic. В работе научного лектория приняли участие ученые из СПбГУ.

  • 1.JPG
    big image
    1.JPG
  • 2.JPG
    big image
    2.JPG
  • 3.JPG
    big image
    3.JPG
  • 4.JPG
    big image
    4.JPG
  • 5.JPG
    big image
    5.JPG

Гик-пикник традиционно собирает на своей площадке тысячи людей, интересующихся наукой и технологиями. Главной темой пятого по счету фестиваля стало взаимодействие человека и машины. А одной из самых популярных площадок стал научный лекторий, координатором которого является выпускник СПбГУ, к. б. н. Александр Ефремов.

Люди-киборги давно шагнули с экранов телевизоров и страниц фантастических романов в реальную жизнь в доказательство того, что даже если вы в силу каких-то причин лишились части тела или возможности передвигаться, это еще далеко не конец, а в ряде случаев протез может дать человеку целый ряд преимуществ. О том, что это уже перестало быть фантастикой, в своем выступлении на площадке научного лектория рассказал Павел Мусиенко, д. м. н., главный научный сотрудник Института трансляционной биомедицины СПбГУ. Его лекция об исследованиях, цель которых — вернуть подвижность людям, пережившим спинальную травму, т. е. имеющих повреждения спинного мозга, посредством электрохимических нейропротезов, вызвала большой интерес у зрителей, среди которых были люди с ограниченными возможностями. В настоящее время такие пациенты обречены на жизнь без движения, однако благодаря усилиям российских и швейцарских ученых в будущем люди с подобными травмами смогут восстановить подвижность. Спинной мозг уже давно не рассматривается лишь как проводник сигналов от головного мозга к другим частям организма. Входящие в его состав нейронные сети представляют собой коммуникационные системы, которые по уровню сложности и значимости можно сравнить с компьютерными сетями. «Чтобы воздействовать на нейронные сети нужно понять язык, на котором общаются нейроны», — рассказал Павел Мусиенко о сути работы по возвращению спинному мозгу способности контролировать движения. На крысах ученым уже удалось добиться весьма впечатляющих результатов. Благодаря химической и электрической стимуляции животные, спинной мозг которых перерезан почти полностью (как при большинстве спинальных травм), снова обретают способность к передвижению.

Подробнее об этих исследованиях читайте в одном из ближайших номеров журнала «Санкт-Петербургский университет».

Физический факультет представлял инженер-исследователь в Лаборатории физики сверх-высоких энергий СПбГУ Андрей Серяков с докладом о физике элементарных частиц, БАК и о том, какой от этого прок простому обывателю. Также гостями научного лектория стали к. б. н., доцент СПбГУ Екатерина Виноградова с рассказом о том, чем инстинкты отличаются от потребностей и есть ли они у человека, и профессор СПбГУ Дмитрий Иванов, который считает, что мы вступаем в эру сверхновой экономики, где гламур из стиля жизни превращается в непосредственную производственную силу.

 

Школьников погружают в науку

Расшифровать сейсмограмму и разрезать с помощью лазера молекулу на отдельные атомы. Найти безопасную зубную пасту и протестировать новые противоопухолевые препараты. В СПбГУ все это могут и уже делают школьники под чутким руководством университетских ученых и исследователей.

Подробнее...

Школьников погружают в науку

Расшифровать сейсмограмму и разрезать с помощью лазера молекулу на отдельные атомы. Найти безопасную зубную пасту и протестировать новые противоопухолевые препараты. В СПбГУ всё это могут и уже делают школьники под чутким руководством университетских ученых и исследователей.

 
  • 1.jpg
    big image
    1.jpg
  • 2.JPG
    big image
    2.JPG
  • 3.jpg
    big image
    3.jpg
  • 4.jpg
    big image
    4.jpg
  • 5.jpg
    big image
    5.jpg
  • 7.jpg
    big image
    7.jpg
  • 8.jpg
    big image
    8.jpg
  • 9.jpg
    big image
    9.jpg

Возможность в буквальном смысле прикоснуться к миру науки школьники получили в рамках летней учебно-исследовательской практики по физике для обучающихся 10-х классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Основной пул составляют учащиеся Академической гимназии СПбГУ им. Д. К. Фаддеева, есть учащиеся губернаторского физико-математического лицея № 30 и президентского физико-математического лицея № 239. Практика проходит в два потока: с 1 по 13 июня и с 15 по 26 июня.

Программу для школьников ученые СПбГУ разработали достаточно интенсивную. Пять двухчасовых лекций, экспериментальная практика по их итогам, экскурсии в ресурсные центры, работа в лабораториях — все это по шесть часов каждый день в течение двух недель. По их истечении школьникам еще нужно представить и защитить на итоговой конференции результаты своей самой что ни на есть настоящей исследовательской работы, проведенной на базе Научного парка СПбГУ. Как рассказал Алексей Валерьевич Донец, один из организаторов практики, доцент СПбГУ, школьникам на выбор предложены и теоретические, и экспериментальные, и прикладные учебно-исследовательские проекты. Выбирать есть из чего — к услугам юных пытливых умов коллективы и оборудование двенадцати кафедр, шести лабораторий, пяти ресурсных центров и научно-образовательного центра «Электрофизика». Все они готовы предложить школьникам интересные темы в области биофизики, оптики, физики твердого тела, а также теоретической, ядерной физики и физики Земли и атмосферы. «Современным школьникам, углубленно изучающим физику и математику, очень не хватает экспериментальной части. Они должны научиться что-то делать своими руками. Ведь для того чтобы создавать новое, нужно экспериментировать», — объясняет Алексей Донец. Так, физика сверхвысоких энергий сегодня — это сложный комплекс различных направлений, в том числе прикладных. Например, как физик-теоретик получает новую информацию о свойствах частиц на Большом адронном коллайдере? Для этого нужно разогнать частицы мощными электромагнитными ускорителями, столкнуть их друг с другом в специальной камере, зарегистрировать «осколки» в детекторах, записать и обработать терабайты информации. Разработка и создание нужных для этого устройств требует специалистов из самых разных областей.

Вот почему учебно-исследовательским проектам в программе отведена почти половина общего времени практики. Что неудивительно, ведь поработать там есть над чем. Так, например, двое школьников под руководством Валентина Агабабаева, инженера СПбГУ (кафедра квантовой механики), в рамках практики изучают поведение частиц в ловушках Пеннинга, благодаря которым можно хранить и удерживать электроны. «У электрона есть магнитный и механический моменты. Отношение первого ко второму есть гиромагнитное отношение. Множитель, связывающий гиромагнитное отношение с классическим значением этого гиромагнитного отношения, — так называемый g-фактор. Его-то мы и изучаем. Нужно это не только для того, чтобы лучше узнать устройство мира и получить более точные данные для фундаментальных констант и самой точной проверки современной теории электромагнитных взаимодействий — квантовой электродинамики, но и для многих прикладных аспектов. Например, для создания сверхточных атомных часов. А они, в свою очередь, важны в геологоразведке или в навигации, в частности для работы спутниковой связи GPS или ГЛОНАСС», — рассказал Валентин Агабабаев.

«И для лабораторных практикумов, и для исследовательских проектов мы постарались отобрать такие темы, которые имеют „выход“ на реальное применение в жизни, — говорит Алексей Донец. — Все привыкли, что тепло переходит от горячего к холодному, а мы на практикуме демонстрируем обратный переход — от холодного к горячему, и объясняем, почему КПД такого двигателя выше и почему использовать его эффективнее, чем греть воду в ТЭЦ. За этим феноменом стоит сложная теория, но это можно увидеть в жизни, это вокруг нас. Так мы даем ребятам возможность почувствовать вкус науки».

Это уже вторая подобная летняя практика, реализуемая в Университете. В прошлом году 62 учащихся уже смогли почувствовать вкус науки в СПбГУ. Двенадцати из них он так понравился, что они вернулись в Университет осенью и продолжили свои исследовательские работы в лабораториях. Некоторые из этих работ оказались настолько сильными и конкурентоспособными, что шестерых школьников пригласили выступить с докладами в рамках международной научной конференции «Наука и прогресс». Специально для ребят была организована отдельная секция «Первые шаги в науке». Многие из них впоследствии принимали участие и в других российских и международных научных мероприятиях.

«Наша главная задача — показать школьникам, что в нашей стране можно заниматься наукой, „привязать“ их к физике», — считает Петр Викторович Великоруссов, старший преподаватель СПбГУ и один из организаторов летней практики.  

Подробнее с программой летней учебно-исследовательской практики по физике можно ознакомиться здесь.